Небольшой дисклаймер: Я не претендую на лавры гуру-каллиграфа, знающего всё о каллиграфии, поэтому здесь будет краткая выжимка того, что я узнала на курсах и/или прочитала сама. Ну, и возможно, пару собственных умозаключений. В этом месяце планирую прочесть что-нибудь по каллиграфии от русских гуру, типа Чобитько, Богдеско или Таранова, дабы подучить матчасть и упорядочить собственные знания, так что и эта запись со временем будет дополняться и подниматься.
К диалогу и обсуждению готова и даже была бы рада, ибо дома со мной уже особо про каллиграфию говорить не хотят![:-D](http://static.diary.ru/picture/1133.gif)
Каллиграфия (от греч. καλλιγραφία — «красивый почерк») — одна из отраслей изобразительного искусства, которую часто называют искусством красивого письма. В данном определении, я считаю ключевым и основополагающим словом "письмо", ибо основное отличие каллиграфии от леттеринга в том, что в каллиграфии важно, чтобы все буквы были одинаковыми и их нужно именно писать. В леттеринге наоборот, каждая буква скорее вырисовывается и может быть изменена для композиции.
Поскольку каллиграфия тесно связанна с письменностью, сейчас можно выделить несколько основных направлений:
- Европейская
- Арабская
- Еврейская
- Восточноазиатская
- Индийская
- Русская (но касается это скорее исторического русского письма)
Ещё википедия утверждает, что есть армянская каллиграфия, но я её ещё не встречала, так что я ничего о ней не знаю. Я пока работала только с европейской исторической каллиграфией (плюс мы проходили ионический и оба римских шрифта - римский капитальный квадратный и рустику) и русской (полуустав, вязь). Подробнее про каждый из них я напишу позже, а самые любопытные могут и погуглить))
Восточноазиатской пока только любуюсь и интересуюсь издалека, но это мне не помешало купить набор поршневых кистей для китайской каллиграфии, книгу о ней же и подписаться на пару профилей в инстаграмме:
Японская девушка-каллиграф @nohohphoto
Кореянка @lucia_calligraphy - не сильно заморачивается и просто пишет кисточкой или тонким стальным ширококонечным пером (www.instagram.com/p/BcSIq4RB5a9/?taken-by=lucia...)
Для европейской* каллиграфии важны следующие понятия:
Дукт - последовательность выполнения штрихов - составных элементов буквы.
![](https://www.paratype.ru/pictures/help/term/584.gif)
Угол наклона пера - угол под которым ставится перо во время письма. Каждый шрифт имеет свой угол наклона пера, часто он может составлять 30-45 градусов, но не для всех. Так, например, у рустики он составляет до 60 и более градусов, а новый унциал (VI-VIII вв) - 0 градусов.
![](http://static.diary.ru/userdir/3/4/5/5/3455405/thumb/85511972.png)
Ширина буквы - измеряется величиной ширины пера.
![](http://static.diary.ru/userdir/3/4/5/5/3455405/thumb/85511973.png)
Эти 3 фактора являются важными для всех шрифтов, но исторически письменность изменялась, появились новые элемнты и особенности которые я добавлю по-позже. Так, например, очень долго не было разделения на заглавные и не заглавные буквы (так называемое маюскульное и минускульное письмо). Всё писалась одинаково. Да и определённый вид заглавных букв тоже появился не скоро - многие века для заглавных букв использовался Римский капитальный квадратный шрифт.
А пока, вот вам страница из книги Богдеско с терминами для наглядности:
![](http://static.diary.ru/userdir/3/4/5/5/3455405/thumb/85511981.jpg)
_____
* Не уверена, используется в восточноазиатской каллиграфии понятие дукта, хотя точно знаю, что иероглифическая письменность подчиняется строгим правилам и требует последовательности нанесения штрихов.
в русской же исторической каллиграфии ни дукт, ни угол наклона пера не являются важными, и буквы могут быть написаны как Бог на душу положит, что придаёт ей более творческий и спонтанный характер.
К диалогу и обсуждению готова и даже была бы рада, ибо дома со мной уже особо про каллиграфию говорить не хотят
![:-D](http://static.diary.ru/picture/1133.gif)
Каллиграфия (от греч. καλλιγραφία — «красивый почерк») — одна из отраслей изобразительного искусства, которую часто называют искусством красивого письма. В данном определении, я считаю ключевым и основополагающим словом "письмо", ибо основное отличие каллиграфии от леттеринга в том, что в каллиграфии важно, чтобы все буквы были одинаковыми и их нужно именно писать. В леттеринге наоборот, каждая буква скорее вырисовывается и может быть изменена для композиции.
Поскольку каллиграфия тесно связанна с письменностью, сейчас можно выделить несколько основных направлений:
- Европейская
- Арабская
- Еврейская
- Восточноазиатская
- Индийская
- Русская (но касается это скорее исторического русского письма)
Ещё википедия утверждает, что есть армянская каллиграфия, но я её ещё не встречала, так что я ничего о ней не знаю. Я пока работала только с европейской исторической каллиграфией (плюс мы проходили ионический и оба римских шрифта - римский капитальный квадратный и рустику) и русской (полуустав, вязь). Подробнее про каждый из них я напишу позже, а самые любопытные могут и погуглить))
Восточноазиатской пока только любуюсь и интересуюсь издалека, но это мне не помешало купить набор поршневых кистей для китайской каллиграфии, книгу о ней же и подписаться на пару профилей в инстаграмме:
Японская девушка-каллиграф @nohohphoto
Кореянка @lucia_calligraphy - не сильно заморачивается и просто пишет кисточкой или тонким стальным ширококонечным пером (www.instagram.com/p/BcSIq4RB5a9/?taken-by=lucia...)
Для европейской* каллиграфии важны следующие понятия:
Дукт - последовательность выполнения штрихов - составных элементов буквы.
![](http://hotpaper.com.ua/images/hotpaper/glossary/d/ductus.jpg)
![](https://www.paratype.ru/pictures/help/term/584.gif)
Угол наклона пера - угол под которым ставится перо во время письма. Каждый шрифт имеет свой угол наклона пера, часто он может составлять 30-45 градусов, но не для всех. Так, например, у рустики он составляет до 60 и более градусов, а новый унциал (VI-VIII вв) - 0 градусов.
![](http://static.diary.ru/userdir/3/4/5/5/3455405/thumb/85511972.png)
Ширина буквы - измеряется величиной ширины пера.
![](http://static.diary.ru/userdir/3/4/5/5/3455405/thumb/85511973.png)
Эти 3 фактора являются важными для всех шрифтов, но исторически письменность изменялась, появились новые элемнты и особенности которые я добавлю по-позже. Так, например, очень долго не было разделения на заглавные и не заглавные буквы (так называемое маюскульное и минускульное письмо). Всё писалась одинаково. Да и определённый вид заглавных букв тоже появился не скоро - многие века для заглавных букв использовался Римский капитальный квадратный шрифт.
А пока, вот вам страница из книги Богдеско с терминами для наглядности:
![](http://static.diary.ru/userdir/3/4/5/5/3455405/thumb/85511981.jpg)
_____
* Не уверена, используется в восточноазиатской каллиграфии понятие дукта, хотя точно знаю, что иероглифическая письменность подчиняется строгим правилам и требует последовательности нанесения штрихов.
в русской же исторической каллиграфии ни дукт, ни угол наклона пера не являются важными, и буквы могут быть написаны как Бог на душу положит, что придаёт ей более творческий и спонтанный характер.